Обсуждение завершившегося похода
Хорошая традиция — в последний походный вечер у костра или по дороге домой, в поезде, поговорить о прошедшем путешествии, пока события свежи в памяти, а наболевшие проблемы не забылись в суете других дел и забот. Можно, конечно, собраться и позже, только специально для обсуждения похода, чтобы не было излишней спешки, и без «посторонних»: при родителях, знакомых юные туристы станут стесняться и не будут откровенны. А именно откровенное, личное мнение каждого хотелось бы выяснить.
Открываю свой блокнот и читаю записи, сделанные на разборе.
— Продуктов было много… Первые недели полторы сухую картошку совсем не ели, а потом — почти каждый день. Халвы столько взяли, что даже надоела…
Юре встретившиеся туристы предлагали поменяться, но он отказался. Думаю, не стоит его больше назначать завхозом…
— Маршрут интересный, по красивым местам. Зря только не устроили дневку у горячих ов, об этом все жалели… Саша часто не приходил на тренировки и оказался слаб для такого похода…
Начинают разговор обычно руководитель или командир напоминают, зачем пошли в поход, что хотели увидеть и сделать, как готовились. Заранее советую договориться не перебивать говорящего ни репликами, ни вопросами. Каждый имеет право высказать свое мнение, пусть и ошибочное. Не согласен с ним — возражай, когда до тебя дойдет очередь. И по существу, не увлекаясь воспоминаниями. Одни же общие слова — «поправилось» или «не поправилось» — ничего не дадут ни руководителю, ни школьникам. Что именно понравилось, а что нет, почему? Как сделать, чтобы следующий поход прошел лучше?
Начинающие туристы недочеты замечают легко. Правильные же решения командира и других «должностных лиц» им кажутся естественными, само собой разумеющимися. Эта критическая однобокость суждений пройдет, если взрослые станут объяснять, почему принято именно такое решение, предложат туристам мысленно проиграть ситуацию: «Как вы думаете, что бы было, если…»
Школьники иногда увлекаются и в запальчивости способны обидеть, обозвать товарища. Особенно, когда начинается обсуждение их самих — как проявил себя каждый при подготовке похода и на маршруте, как справлялся со своими обязанностями, как относился к товарищам… Разбор не должен превращаться в перебранку. Какая уж от разбора польза, если туристы после него станут заклятыми врагами!
После «прений» руководителю стоит ответить на высказанные замечания, подвести итог обсуждения. Не забудьте при этом отметить оставшиеся без внимания положительные стороны похода (обычно «очевидные»), чьи-то хорошие поступки, ударную работу.
Обсуждать ли действия вожатого? Некоторые взрослые считают, что подобное подорвет их авторитет: «Еще всякая мелюзга будет меня учить!» Нередко, однако, в группе оказываются ребята, занимающиеся в туристских секциях. Конечно, у них походных навыков больше, чем у взрослого, первый-второй раз отправившегося на маршрут. Пусть уж школьники выскажут свои претензии открыто, чем за вашей спиной. Тем более, что нередко выясняется — юный турист чего-то не учел, о чем-то не знал. Если он прав, имейте мужество признать свою ошибку. «Спасибо, Коля, я обязательно учту твое замечание. Жаль, что ты мне в походе этого не сказал». Поверьте, такое только авторитет руководителя укрепит. А Коля будет стараться изо всех сил вам помочь.